Индийские танцы

Индийские танцы

То, что упоминается в "Натья шастре" Бхарата (труде о танце) как украшение или орнаментация к драме или театру, с течением веков развилось и обрело свое отдельное лицо и статус и стало самостоятельным видом искусства. Причина этому кроется в самом характере этого искусства.


Индийский классический танец сочетает в своем абстрактном виде (нритта, или чистый танец, как его называют) сюжет рассказа или тему, передаваемую в повествовательной форме через абхинаю (мимику и выражения лица) и грациозность. Танцовщица-солистка использует свое тело как инструмент для передачи и создания атмосферы и эффекта без какого-либо реквизита.


Что отличает индийский классический танец от других танцев мира, так это та важная роль, которую играет каждая черта лица танцора, весь его облик. Как только танцовщица встает в позу и её движущиеся руки делают соответствующий жест (мудру), её лицо и глаза отражают внутренние чувства и эмоции характера, образ которого она создает, какими бы тонкими они ни были (бхава).

Это искусство коммуникации танцора через бхаву и абхинаю и то эстетическое наслаждение, которое получают от него зрители, подробно анализируется в теории "раса", плоде индийского гения. Анализ человеческого ума, весь спектр эмоций, на которые он способен, и детальные дискуссии о манифестации и развитии расы в "Натья шастре" и других последующих текстах оставляют нас полностью завороженными.

Временное отождествление танцора с передаваемым им характером вместе с его действиями и выражениями лица производят эффективное впечатление на зрителя. Он тоже на время оказывается вовлеченным в это действо. Эта обоюдная вовлеченность приводит к появлению расы, что в буквальном переводе означает "сок". Здесь же раса - это сама сущность эстетического наслаждения.

Талантливая танцовщица способна творить такую магию на сцене в каждом своем выступлении. Согласно Ананде Кумарасвами, выдающемуся авторитету в области индийского искусства и эстетики, в индийской театральной игре или танце ничто не является делом случая. Поскольку в них важны не актер, а акции, то аматерам на сцене места нет.

Мы сейчас живем в таком мире, где блицкриг информационной технологии привел к быстрому взаимодействию и свободному потоку идей между группами и общинами. Запад с его экономическим превосходством и передовой технологией оказал на нас во многом большое влияние. Это влияние в области культуры было поистине ошеломляющим. Современный танец с его новыми приемами исполнения и сценическим оформлением увлекает молодежь, особенно образованную. Соответственно заметен и эффект этого на наших танцоров и хореографов. Они берутся за новые смелые темы, экспериментируют с более абстрактными формами танца, применяя новую сценическую технику, внедряя групповые композиции.

Тем не менее, это влияние не одностороннее. Наш танец тоже был замечен западными хореографами и преподавателями, которые переняли наши приемы, движения тела, жесты, идеи и т.д.


Многие из них проявляют большой интерес к теории расы и изучают возможности адаптации абхинаи и бхавы в своих постановках. Наблюдаются также и усилия в организации совместных постановок.

В такой изменившейся ситуации исполнительница-солистка находит себя в сложном положении. Многие пытаются браться за новые темы, ранее считавшиеся не подходящими для сцены. Некоторые добились в этом успеха. Но, в конечном счете, индийский классический танец с его интенсивной привлекательностью и присущей ему глубиной даст возможность танцору продолжать завораживать зрителей, поскольку человеческие эмоции остаются неизменными на протяжении тысячелетий.

Если Радха Кришны ждала Его в лесу, то сегодняшняя нанка (героиня), может быть, ожидает своего героя на автобусной остановке или в кофейне. Все те эмоции, которые она испытывает во время ожидания, - прилив любви, сомнения, предчувствия, разочарование, нетерпение, гнев - остаются теми же самыми и буду такими же и в будущем.

Поскольку ум человека, его глаза способны концентрироваться на одном предмете в один отрезок времени, то у сольного исполнителя здесь есть преимущество. В групповом выступлении танцоры двигаются по сцене, образуя круги, выполняя различные комбинации. Но в таких абстрактных танцах нет точки фокуса. В танцевальной драме каждый танцор исполняет свою роль, создавая персонажи спектакля. И зрители поочередно следят за движениями и игрой каждого исполнителя.

В сольном танце танцовщица является рассказчиком и коммуникатором и находится в центре внимания зрителей, следящих за выражением её лица. Она мгновенно налаживает связь с ними и завладевает их сердцами.

Image