Ничто не вечно под луной. Но прежде, чем исчезнуть, любое явление проходит несколько стадий. Чаще всего бросаются в глаза три этапа: возникновение, собственно развитие, разрушение. В отношении человека это выглядит как юность, зрелость, старость.
Философы выделяют 5 стадий:
"Всякий отдельный процесс развития имеет стадии: подготовку предпосылок его образования, т.е. главным образом внешнее движение (эту стадию можно назвать началом данного процесса развития); возникновение, т.е. переход к внутреннему движению; формирование, т.е. преобразование новым процессом развития тех условий, из которых он возник; собственно развитие, или зрелость процесса развития, т.е. его существование на своей основе; умирание, разрушение процесса." (Философский словарь. М., 1980. С.309.)
Таким образом, к трем ходовым стадиям здесь добавлена "подготовка предпосылок", что на мой взгляд весьма натянуто. И к возникновению приложено "преобразование условий", что тоже выглядит значительно мельче остальных этапов.
В общем, дело вкуса какие выделять этапы. Тем более, что явления весьма разнообразны и под одну гребенку их трудно засунуть. Например, академик В.М.Глушков, один из пионеров советской кибернетики, выделял 5 стадий в развитии любой системы: шумиха, неразбериха, поиск виновных (собственно рабочий процесс), наказание невиновных и награждение непричастных. Шутники добавляют: банкет по случаю.
Однако, выбрать наиболее эффективную схему - важно для любых исследований, особенно в аспекте предсказаний для процессов, которые только развиваются и неизвестно чем кончатся.
Не претендуя на окончательное решение этого вопроса, предлагаю выделять 4 стадии развития любого явления, добавив еще распад к трем ходовым этапам: юности, зрелости и старости.
Распад может быть довольно длительным, как для ствола засохшего дерева. Или относительно быстрым, как для мягких органических тканей. Но независимо от того, распадаются государства и атомы, это всегда некий выраженный этап, в котором переплетены часть законов прежнего явления и уже новые правила.
Важность этого 4-го этапа видна на примере земной природы и в вопросе о перспективах человечества.
Если отдельное растение или животное, умирая, оставляет от себя немного материала, то совсем не так исчезает биологический вид или биоценоз. Они дают начало новым видам, более приспособленным к текущим условиям обитания. Если механизм старения намертво запаян в отдельных организмах, то его нет у биологического вида в целом.
От каждого человека тоже остается немало: его идеи и дела.
Поэтому, экстраполируя эту тенденцию, можно ожидать, что человечество в целом не сгинет как камень или засохшее дерево, а даст начало еще более мощному и жизнеспособному образованию.
Есть немало примеров, когда цивилизации прошлого, достигнув расцвета, затем погибали. Из этого часто делают вывод, что и современная цивилизация должна исчезнуть.
Но так ли бесследно исчезли культуры прошлого? Хотя многое утрачено, но преемственность культур налицо. Несмотря на все потрясения, до нас прекрасно дошли памятники, тексты, традиции Древнего Китая, Индии, Юго-Восточной Азии. На достижениях Древнего Рима училась потом вся Европа.
Как и в биоценозах, так и в древних культурах явно не была заложена необходимость их гибели. А крушения происходили в результате внешних воздействий или изменения природных условий.
Отчасти сам человек становился губителем окружающей природы, но это вовсе не от суицидальных наклонностей, а от незнания, неумения оценить последствия своих действий.
Наряду с этим есть масса примеров, когда первобытные племена жили в полном согласии с природой.
Все достижения цивилизации на то и новые, что сразу не видно, к каким последствиям они приведут. Возможно, к разрушительным. Но как только вред проявляется, то с ним начинают бороться. Защищают окружающую среду и животных, ищут энергосберегающие и экологически безопасные технологии. А если разрушительное влияние сегодня все-таки преобладает, то это значит, что оно не столь велико, чтобы бить в набат. Или кажется, что не столь велико...
Однако, когда человечество оказывалось на грани гибели, например, из-за атомной войны, то находились трезвомыслящие головы, которые помогали избежать катастрофы.
Таким образом, можно предполагать, что неизбежный, как для всех, этап распада человеческой культуры будет столь специфическим, что собственно распад в нем затеряется в мощных созидательных процессах, в широкомасштабном освоении космоса и микромира, что называют технологической сингулярностью.
Конечно, многое будет утрачено. Насколько быстро меняется лик планеты, можно видеть сравнив деревенские избушки с современными городами, сверкающими неоном.
А ведь совсем недавно еще не знали электричества, телевизоров, автомобилей. Еще через сто лет мы не узнаем Землю, а может быть, и человека, чьи генетические программы стали объектом пристального внимания. Во всяком случае, сегодняшний человеческий организм весьма неудобен для путешествий в космосе, а тем более в микромире. Возможно, осваивать новые просторы станут искусственные мыслящие организмы.
Итак, развитие человечества дает новые яркие штрихи в привычные схемы стадий развития. С другой стороны, сравнение и развитие философских схем может подсказать, что ждет людей в будущем. Н.В.Невесенко