Сейчас мало кто не слышал о генетических программах или не пользовался компьютерными программами. Но философы как-то обходят эту тему, вероятно, потому, что они весьма далеки от программирования. А ведь по мнению ряда энтузиастов довольно скоро одна из программ должна изменить человеческий мир до полной неузнаваемости...
В дословном переводе с греческого программа - это предписание, т.е. предварительное описание предстоящих событий или действий. В современной компьютеризированной трактовке программа - это набор данных и команд.
Однако, общепризнанного научного определения программы нет. И не потому, что не дошли руки, а по существу не ясно, что считать программой. Слово "программа" не ново, но в старые времена оно носило скорее литературный характер. Осязаемо физически программа появилась в виде диска или ленты с отверстиями в часах с музыкой и механическом пианино, т.е. как нечто однозначное, последовательное и бездушное. Сегодня от первоначальных признаков у компьютерных программ не осталось ничего, кроме бездушности. Но возможно, удастся преодолеть и бездушность. По сложности и функциональности компьютерные программы сейчас мало отличаются от живых организмов. Поэтому выделить их отличительные признаки представляется затруднительным.
Можно, конечно, сказать, что программа - не живая, искусственная. Но что тогда живое? Программы могут приспосабливаться и самообучаться, а уж по воспроизводству себе подобных за ними не угонится ни один биологический вид.
По-моему, отличие программ по линии функциональности надо искать в их максимальной управляемости, а на физическом уровне - в наличии у них минимальных элементов, первокирпичиков: команд и битов информации. Конечно, эти признаки не абсолютны. Всякая информация пишется на материальном носителе, который не вечен и всегда может дать сбой. Однако вся история ЭВМ строилась на том, чтобы практически исключить или обходить сбои. В ответственных случаях информация дублируется, а главное, надежность "железа" хоть и не бесконечная, но рассчитывается на то, чтобы достаточное количество раз программы проработали на нем без случайных помех.
По одной из версий реальный мир тоже состоит из минимальных первокирпичиков и полностью детерминирован. Однако, если такие минимальные элементы есть, то до них еще далеко, и пользы от данной версии пока нет. По марксистской версии материя неисчерпаема в глубину. В любом случае сегодня процессы материального мира не могут быть рассчитаны человеком наперед точно. А хотелось бы рассчитывать! Но если не предсказуем весь мир, то почему бы не окружить себя хотя бы предсказуемой и управляемой его частью, какой, в частности, стали ЭВМ?
Таким образом, все искусственные сооружения и технические устройства можно расценивать как попытку создания мира из первокирпичиков, поведение которых точно известно. И это не просто какие-то удобства, а принципиальная линия развития цивилизации, все более набирающая силу.
Этот искусственный предсказуемый мир начинался с дубины, с отесанного камня. Сегодня машины окружают нас повсюду, охватывая все новые сферы человеческой деятельности. Что же на очереди? А дальше ожидается искусственный разум, который хотя бы в плане технических решений намного превзойдет весь коллективный разум землян. Вероятно, у него не будет души, хотя не составляет труда научить машину смеяться и плакать. Но у него будет важнейшее преимущество: все его мышление будет, так сказать, налицо. Все неточности и нерациональности можно немедленно выявить и устранить.
Для сравнения вспомним, что человек по сути не является хозяином своего мышления, не знает, как и чем он мыслит. Зато является рабом вредных привычек, скверного характера, навязчивых идей и устойчивых заблуждений. Иногда удается проследить, почему гражданину пришла в голову та или иная мысль. Но в большинстве случаев его мышление стихийно в худших традициях этого слова, и он сам не понимает, что ему в голову ударило.
Удастся ли внедрить элементы духовности в мощнейший искусственный разум - это отдельный вопрос. Но ясно, что этот искусственный мозг поможет в разгадке генетических программ, тайн человеческого мозга и мышления. Цель понятна: сделать неизвестное известным, а непредсказуемое - предсказуемым. Даже если генетические программы не будут радикально перекроены и человек сохранит свой прежний облик, то это может быть уже совсем другой человек, которому подвластны все процессы в своем организме.
Невиданные социальные последствия - это отдельная тема, которая затрагивалась в других работах. Сейчас в плане программ надо сказать только, что их ожидает большое будущее. Искусственные программы помогут разобраться в человеческом организме и оценить, насколько сам человек является программой. Сегодня очевидно, что многие действия человек производит автоматически. Но все ли? По наиболее распространенном мнению, человек не является машиной, хотя налицо отдельные признаки даже самых примитивных программ. Видны и прекрасные кандидаты в кирпичики: молекулы ДНК, способные нести четко различимую информацию, но скорее всего ими дело не исчерпывается.
Возможно, Бог сотворил человека как программу, удобную для Его контроля и управления. А может быть, "постаралась" эволюция, выбрав четкий круг наиболее эффективных команд и отделившись таким образом от стихии бесконечной вглубь материи. В любом случае, познавая наш организм, можно будет постепенно выделять, так сказать, его программную часть. Возможно, то, что останется, окажется душой. А может быть, и не останется... Н.В.Невесенко