Смерть Альберта Эйнштейна

Смерть Альберта Эйнштейна

Еще при жизни Эйнштейн проявлял большой интерес к науке о сознании. Например, в 1951 году он вместе с группой физиков добровольно участвовали в испытаниях новой на тот день методики - электроэнцефалографии; позже Эйнштейн заявлял, что после смерти хочет передать свой мозг для исследований. Когда он умер в 1955 году от сердечного приступа, паталогоанатом, проводивший вскрытие, с согласия родственников великого физика законсервировал его мозг в формалине. Затем мозг был измерен, сфотографирован и разрезан на 240 секций для микроскопического исследования. Никаких аномалий, помимо обычной для старческого возраста дегенерации тканей, обнаружено тогда не было.


Группа Уителсон тщательно изучила фотографии и препараты мозга, обращая особое внимание на теменные доли. Почему именно на них? Эйнштейн, говоря об особенностях своего мышления, неоднократно подчеркивал, что, обдумывая научные проблемы, оперирует не словами, скорее, у него возникают ассоциации визуального и моторного характера. Именно в теменных долях, по последним сведениям, и располагаются области, ответственные за обработку визуальной, пространственной и двигательной информации, а также за математическое абстрактное мышление.


Результаты поразили исследователей. Мозг Эйнштейна имел уникальную анатомическую особенность, не зафиксированную до сих пор в медицинской литературе. Две борозды, проходящие по задней части теменной доли - латеральная и постцентральная - сливались фактически в одну. Из-за этого район обеих теменных долей, где расположены вышеупомянутые зоны, оказался на 15% шире, чем в среднем в контрольных образцах. Обычно эти две борозды разделяют на две части супрамаргинальную теменную извилину, но в случае Эйнштейна она оказалась неразделенной. Вполне вероятно, что это дало больше возможностей для создания контактов между нейронами, что, по теории Рамона-и-Кахаля, должно привести к повышенному интеллекту - по крайней мере, в аспектах, связанных с математикой и прочими вещами, "зоны ответственности" за которые лежат в супрамаргинальной теменной извилине. К сожалению, ограниченное число образцов не позволило Уителсон доказать, что у Эйнштейна было действительно больше межнейронных контактов. Но зато обнаружено повышенное число глиальных клеток, что может отражать улучшенное питание нейронов в этой зоне.

Анатомические особенности мозга одного Эйнштейна - хороший пример, но, понятно, не абсолютное доказательство связи структуры мозга и уровня интеллекта. Вот если бы повскрывать мозги всех нобелевских лауреатов, а заодно и членов клуба "Что? Где? Когда?", тогда, может быть, и удалось бы вывести общую закономерность...

Image