Мыслящий океан

Мыслящий океан

""Солярис"" Станислава Лема явно стоит особняком в немалой научно-фантастический литературе. Идея мыслящего океана как будто родилась из ничего, при полном отсутствии предшественников. Любопытно, что сам автор узнал об океане лишь в процессе написания романа:


""Да, я решительно ничего не знал о каком-то там ""живом Океане"", покрывающем планету. Все это открылось мне позже, так же, как читателю во время чтения...""


В отличие от беззастенчивого эксплуатирования других идей, океан С.Лема до сих пор остается единственным и неповторимым.

Наука как-то тоже обошла стороной ""Солярис"". Ни ДА, ни НЕТ. Но хотя бы без разгромной критики. Океан с описанными в книге талантами наверняка мог бы существовать и постоять за себя. Только как он получился? Например, в истории была масса моделей идеального общества, но реальных путей к ним не оказалось...

Неужели мыслящий океан - это всего лишь красивая сказка? Тогда почему он невозможен? А если возможен, то какими путями мог образоваться? Может быть, он отнюдь не исключение, а, наоборот, закономерный этап развития цивилизаций?

Если привлечь на помощь Господа, то Он уж наверняка способен создать подобное. А может быть, это Он сам в своем неприукрашенном обличье? Нельзя этого исключить, но, к сожалению, это тупик. Далее обсуждать нечего, поскольку Бог не слишком разговорчив, а Его знаки люди любят трактовать всякий раз по-своему, преимущественно в свою пользу.

Тогда каковы могут быть другие причины?

Многие исследователи считают, что никакого вопроса тут нет, поскольку земной океан, как и вся планета Земля уже есть живое и даже разумное существо.


Разумеется, право каждого считать, что даже булыжнику больно, когда его пинают. Но согласно научным критериям Земля не является живым существом. Она движется и изменяется под действием гравитации и солнечного излучения. Она может остыть подобно Марсу. Наверное, могла и раскалиться подобно Венере. Во всем этом не просматриваются характерные для живых организмов тенденции сохранения какой-либо определенной структуры и вообще борьбы за жизнь.

Конечно, на Земле полно относительно устойчивых процессов. Иначе не может быть, поскольку все неустойчивое во Вселенной быстро исчезает и уступает место устойчивому. Так, в эпохи оледенения господствуют одни устойчивые процессы, в эпохи потепления - другие. Но в более широкие промежутки времени какие-либо цели не просматриваются.

Однако, почему бы некой другой планете не стать живой с более определенными целями?

Для этого нелишне вспомнить, что известные живые организмы устроены не для каких-то эстетических наслаждений, а для борьбы за выживание. Ненужное в них атрофируется и отмирает, а остается то, что нацелено на защиту от внешних воздействий. В значительной мере среда определяет устройство и функции живого организма. Причем от ударов среды выживают немногие.

А вот в космосе среда, если ее вообще так можно назвать, на редкость скучна и инертна. Нет разнообразия воздействий, которое вызывало бы озабоченность планеты. А если уж нанесен удар, например, взрывом звезды, то это просто конец всему, и естественный отбор завершается, не начавшись.

""Оживание"" планеты как единого целого нельзя исключить как досадную случайность, но это событие, наверняка, на кучу порядков еще менее вероятно, чем случайное соединение атомов в молекулу ДНК.

Это не отменяет развитие множества мелких живых организмов, которое имеет место на Земле. Здесь есть многообразная среда, и есть где развернуться естественному отбору.


Могли ли живые, но не разумные организмы вырасти до единого существа в масштабах планеты? Из грибницы еще может вырасти гриб, а вот колонии пчел, муравьев, термитов не вырастают до полноценного живого существа. У более высоко развитых животных далее стада или стаи дело не идет.

Да и слишком уж разные условия на Земле. Соединение в одном флаконе способностей выживания одновременно в жаре и в холоде не происходит. Целесообразнее оказывается получше приспособиться к одним местным условиям.

У нынешней флоры и фауны на Земле нет возможностей мыслить в масштабах планеты, да и мыслить вообще. А чтобы придумать нечто глобальное, не хватает способностей даже людям, передравшимся в бесконечных войнах.

И уж тем более невероятно, чтобы эту разрозненную живую природу вдруг всю целиком пронзили разумные мысли. Если суждено появиться мышлению, то оно должно начинаться с небольших слабых очагов мышления, какими на Земле оказались человеческие существа.

Поэтому если предстоит появиться мыслящему океану, то он должен начинаться с маленьких капель! И от воли этих капель зависит, быть ли океану.


Важно выяснить, есть ли у мыслящего океана ценные качества, за которые стоило бы бороться. Ведь у С.Лема океан оказался, скорее, бесполезным казусом. Но, наверное, не было бы романа, если бы внеземной разум по-бухгалтерски предоставил всю имеющуюся информацию, и осталось бы работать технарям и ученым, а не маяться только философам и сомневающимся во всем интеллигентам.

Так вот, огромный мозг сулит и огромные возможности. Говорят, что одна голова - хорошо, а две - лучше. Большим коллективам посильны такие задачи, о каких не могут мечтать одиночки.

Однако, человеческие головы имеют тот минус, что сколько людей, столько и мнений. Разные мнения хороши тем, что есть из чего выбирать. Однако, когда отдельные граждане и целые народы насмерть стоят за свое мнение, то это опять же конец всему.

Вместо сотрудничества нередко предпочитают санкции и вообще навредить ближнему. Сиюминутная выгода часто перевешивает все.

Единый мозг в масштабах планеты, наоборот, позволил бы находить лучшие глобальные решения. Не говоря уже о скорости. Но лучшие для него самого.


А людям милее свои личные мнения, хоть бы они были ни к черту не годны. Поэтому появление конкурирующего всепланетного разума вызвало бы немало проблем.

Тем не менее, очаговые зачатки нового разума - налицо. Хотя фактически уже давно вычислительная техника насквозь пронизывает энергетику, транспорт, финансы, все промышленное производство, а, главное, она же подсовывает людям всю информацию для принятия решений, но считается, что ключевые решения остаются за людьми.

Будет ли сделан последний шаг по передаче всего управления машинам - это отдельный вопрос. Здесь же стоит отметить, что грань осталась очень тонкая. Если она не будет пройдена на Земле, то случайно или в результате злого умысла она в принципе может быть пройдена на иных планетах.

Значит, планетарный разум вполне возможен во Вселенной. Более того, он может оказаться закономерным итогом развития цивилизации.

Куда же денется конкурирующая организация: люди?


Наверняка, нет надобности перерабатывать все вещество планеты в новый мозг.

Люди могут исчезнуть естественным образом, вполне гуманно. Они сами или с помощью искусственного разума со временем разгадают тайны жизни и освободятся от биологических оков. Как боги, люди смогут моментально принимать любое обличье. Но такими эффектами уже никого не удивишь. Наоборот, скромность украшает! А потому влиться в общий разум и вкалывать на незаметном посту - гораздо почетнее, и ничуть не должно ударять по самолюбию, поскольку в распоряжении каждой частички этого мозга оказываются все знания и все ресурсы планеты.

Как может со стороны выглядеть планетарный разум? Для сравнения вспомним, что человеческий мозг выглядит отнюдь неэффектно: как студенистая масса.

Тогда чем хуже всепланетный студень? Или океан? Собственно, какая разница! Главное, уж очень живуча и привлекательна идея. Поэтому вполне возможно, что С.Лем увидел далеко не фантазию, а его вела гениальная интуиция.

Image