Право на смерть

Право на смерть

На первый взгляд человек - хозяин своей жизни и здоровья. Без особых помех со стороны окружающих он убивает себя алкоголем, курением, обжорством, а может и просто сигануть с балкона. По крайней мере, спрашивать уже станет не с кого, и хуже смерти, наверное, уже ничего не будет. Однако ж, большинство граждан так не делает. Пьянство и курение не мешают им бежать в поликлинику, когда что-то заболит и где-то заколет.


Можно без конца жаловаться на свою тяжелую жизнь, но могучий инстинкт самосохранения не позволяет с ней расстаться и сделать последний шаг.


Разными карами грозят самоубийцам религии, не благосклонно к ним и общественное мнение.

Надежно привязывают к жизни высокие цели и сильные чувства, интересные дела и творчество, страсти и развлечения.

Часто живут просто по инерции. А инерция - великая сила.

Но есть еще существенные вещи, которые делают человека сильно несвободным в вопросе жизни и смерти. Это: обязанности перед родными. Нежелание сделать им больно и бросить своих детей и других любимых родственников - заставляет переносить все невзгоды и бороться за жизнь до последнего.

Однако, при очевидной несвободе пока нет надобности отстаивать свое право на смерть, так как она все равно приходит, не спрашивая ни чьих прав на что-либо. Но ситуация может резко измениться, когда появятся средства существенного продления жизни.

Если приходится безвариантно умереть, то окружающим ничего не остается, кроме как с глубоким прискорбием принять неотвратимое. Совсем иное дело, когда есть лекарство. В этом случае отказаться от лечения - равносильно самоубийству. Уйти добровольно из жизни - это уже не только травма для родственников, но и неуважение ко всему обществу, которое, как бы то ни было, вложило немало средств в развитие своего члена и ожидает некоторую отдачу.


Скорее всего, бессмертие не будет даровано разово всем, а станет постепенно складываться через продление жизни, причем жизни избранных граждан. Так что никого насильно заставлять жить не будут, а, наоборот, граждане станут драться за чудодейственное средства и только рады будут спихнуть с дороги тех, которым уж совсем стало невмоготу.

Соответственно станет повышаться пенсионный возраст. А как иначе! Обеспечили возможность работать - значит, вкалывай! Если немощь лечится, и даже можно намного усилить способности по сравнению с данными природой, то никакие "не могу" - больше не принимаются.

Кроме того, тонус всегда поднимала и, наверняка, будет поднимать конкуренция. Если решил состариться, значит, освободи рабочее место и сиди на гроши подаяния. Это место займут те, кто не столь щепетилен к перестройкам своего организма и заработает на новые дозы и средства продления своей жизни.

А если не захотел или не сумел воспользоваться лекарствами, не выдержал гонку, значит, сам дурак. Многие ли захотят остаться в дураках? Умереть - само по себе не престижно. Но умереть по глупости - это еще и позорно.

Вот такие, вероятно, будут общественные настроения. Для них не нужны особая идеология, пропаганда, партия ленинского типа и поднятие энтузиазма. Наоборот, им, скорее всего, не смогут помешают никакие партии, если они вдруг надумают толкать общество в иную сторону.

Что, собственно, мешает сегодня жить человеку? Это: болезни и старость, невыносимые условия быта и работы, невыполнимые обязательства перед родственниками и обществом. Но если все это окажется преодолено, и если будут созданы условия для полноценной жизни и творчества, то что сможет оправдать дезертирство из жизни?

Граждан, склонных к суициду, и сегодня лечат. Возможно, в будущем найдутся еще более эффективные лекарства для вправления мозгов, и общество, и родственники просто не позволят слинять своим ценным представителям, обладателям опыта и знаний, производительным работникам, своим кумирам, просто своим дорогим и любимым.


Так что успевайте радоваться те, кто заблудился в душевных исканиях или безнадежно устал от жизни: право на смерть пока не отменено. Но его вполне могут отменить. Н.В.Невесенко

Image