Самость

Самость

       Александр  Сабитов


       САМОСТЬ


    Мудрые люди  говорят, что жизнь - это сущее, брошенное в мир, которое падая, усредняется. Непонятно? Ну да, больно заумно… Хорошо, попробую объяснить, как сам понимаю.

    Вспомни, получив способность быть, то есть экзистировать, присутствовать, проявляться в мире, отчасти, мы теряем свою самость. Это ещё, как понять? Ну, например, в метро перед эскалатором, куда и как идти, с какой скоростью, коротким или длинным шагом, или вовсе остановиться, сами мы решить не можем - за нас это делает толпа, людской поток каждого в отдельности подхватывает и несёт с собой. Так же и здесь, попадая в мир, мы усредняемся, частично теряем самих себя, свою самость. Мудрые люди сравнивают это с падением, но не в смысле действия, а как уменьшение, снижение собственной значимости. И это одна из тысяч забот, которые нас окружают. Мы утыканы ими, как ёжик иголками. Только в отличие от ёжика, нам такое присутствие в мире особой радости не доставляет. И вот тщетные попытки справиться с заботами или, во всяком случае, купировать их, мудрые люди, как раз и называют ЖИЗНЬЮ. Понял? Ну да, только  почему тщетные? Потому что на смену одним заботам тут же заступают другие.  Иное дело, утроба матери. Вот, где настоящая жизнь и самость. Тепло, комфортно и всё доставляется по твоему «заказу». Захотел, двинул ручкой, захотел, стукнул ножкой. Красота!

   Но представь себе: живёшь ты так, живёшь и вдруг бац! ... В один миг вся эта  распрекрасно-внутриутробно-блаженная ЖИЗНЬ обрывается, то есть перестаёт быть, существовать. Поток несёт тебя в НЕИЗВЕСТНОСТЬ, ты сам уже ничего не решаешь, усредняешься и теряешь свою самость. В конце тоннеля вспышка и  ВСЁ… Твоё прежнее бЫтие кончилось. Мудрые люди называют это мгновение СМЕРТЬЮ!

   Ого! Подожди, вот здесь и начинается самое интересное. Следи внимательно. Но ты же не умираешь! Явившись в ином месте, то есть, упав в совершенно другой мир, твой организм «понимает», что не перестаёт быть. На языке мудрых людей это называется ВОЗОБНОВИМОСТЬЮ. Этот другой мир враждебный твоему бытию, то есть прежней исходной жизни. И самая первая твоя здесь мысль: «Мама, роди меня обратно!». Собственно, точно никто не знает, мыслят младенцы или нет? Однажды я видел их молчаливо-разумный взгляд. В общем, деваться некуда – от отчаяния ты орёшь и пищишь во весь свой тонкий голосок. Стоп, а это ещё откуда: «пищишь», «орёшь», «голосок»?

     ДА! Другой мир  дает тебе новые возможности экзистенции, существования. Ура! Ты снова живой! Твоя самость возвращается к себе. Правда, только частично, потому что о своей бывшей жизни ты забываешь. Как воспоминание о ней, тебе достаётся сон. Причем гипермнестия сна такова, что сохраняется на всю последующую жизнь. Зачем? За тем, что СОН – это и есть ВОЗОБНОВИМОСТЬ, которую ты испытывал, когда только родился. То есть, истинная цель сна - это вернуть тебя в самость? ДА! Помнишь, «мама роди меня обратно»? А-а, теперь я понимаю, что, на самом деле, имел ввиду Джойс, говоря, «и смерти белизна и алое рожденье едино суть». Вот-вот и я про то же!...

     P.S. Д. Джойс в «Улиссе»: « Бык Маллиган с серьёзным выражением наклонился к нему через стол.


- Ему свихнули мозги, - заявил он, - картинами адских мук. И теперь ему уж никогда не достичь эллинской ноты. Той ноты, что, из всех наших поэтов, была у одного Суинберна, « и смерти белизна и алое рожденье едино суть».  [См.: Джойс Д. Улисс: роман (части I и II), пер. с англ. В.Хинкиса и С. Хоружего, т. 2.- М., ЗнаК, 1994. С.275 - авт.]

Image