Мышление

Мышление

Но от нашего мышления, от контроля за ним зависит слишком многое, поэтому есть смысл рассмотреть его более детально.


На первый взгляд мышление представляет собой как бы беседу с самим со-бой, но внимательней проанализировав быстро замечаешь, что начинается такая беседа с некоторого воспоминания: зрительного образа. Так можно себе рассказывать об улице, но начинается это объяснение самому себе со зрительного об-раза улицы, часто вполне конкретной. И так практически любое объяснение начинается с некоторого воспоминания: зрительного, но может и запах пробудить воспоминание часто давно забытое, но чем-то волнующее.


Это ассоциативный способ мышления, когда зрительный образ, некое вос-поминание, вызывает следующий образ – вид стакана вызывает мысль о жидко-сти, что приводит к желанию пить. У каждого человека цепочки ассоциаций мо-гут быть самыми разными, что вызывает мысль о том, что все люди разные. Но главное, что их при этом объединяет это сам ассоциативный способ мышления. Ассоциации могут возникать самые неожиданные, чем пытались воспользоваться криминалисты проводя так называемый ассоциативный допрос. Когда от подозреваемого требовалось в ответ на задаваемое слово, быстро назвать первое же слово, что появляется у него в ответ на заданное. Начиная с отвлечённых слов, подозреваемого подводили к ситуации преступления, в котором его подозревали. И если его ответы совпадали с образами связанными с ситуацией преступления, то делали соответствующие выводы в проведении дальнейшего следствия и поиску улик, местоположение которых, невольно, под воздействием ассоциаций, выдавал подозреваемый. В качестве примера: если слово «нож» (орудие преступления) у подозреваемого вызывало ассоциацию – «вода» или «река», то становилось ясно, что орудие преступления следует искать в ближайшем водоёме. Конечно, не всё так просто, играет роль, время, сроки, личность и много различных факторов.

Ассоциативное мышление часто привязывает и настроение, эмоции к определённому образу, так скажем, если ребёнка часто пороли ремнём, то уже вид самого ремня вызывает у него далеко не радужные эмоции.

Таким образом, ассоциативное мышление не позволяет человеку в должной мере контролировать себя, свои эмоции, настроения и желания. Им управляют выработанные, часто совершенно случайные, ассоциации, по сути знаменитый павловский условный рефлекс.

Второй метод мышления уже позволяет взять под контроль ассоциации, это эвристический метод мышления. Он так же основывается на ассоциациях, но это уже контролируемые ассоциации. Когда с каждым воспоминанием, образом, на-строением, чётко ассоциирует вопрос: Почему? Как? Откуда? и т. д. Мысль уже не скользит по цепочке взаимосвязанных ассоциаций, а начинает отвечать на по-ставленный вопрос, анализирую состояние и настроение. И тут возникает необходимость в определении цели, возникает мысль: «Хорошо, у меня под воздействием этих обстоятельств возникла эта эмоция, желание, настроение. А каким оно должно быть?». В чём мой интерес при данной ситуации? Что делать? Возникает необходимость выработать стратегию собственного поведения. Если в случае чисто ассоциативного мышления, при встрече с очень успешным человеком

(одноклассником, сотрудником, родственником и т.п.) возникала эмоция зависти, чувство собственной ущербности, неполноценности, которое могло нанести существенный вред психике. То в случае эвристического мышления, определившись с целью собственной деятельности, человек уже контролирует свои эмоции, определяя собственные успехи в достижении собственных целей.

Вот тут на первое место и начинает выдвигаться религия, которая определяет главную цель деятельности и объявляет достижения материальных благ греховными. А в качестве основного смысла жизни объявляет исполнение человеком главного долга перед Богом, по спасению своей бессмертной души. Эта методика выработана и отработана миллиардами людей на протяжении тысяч лет и пока ещё не подводит при формировании эмоций и желаний.


Можно принять её просто за методику работы над собственной психикой, что бы не утонуть в зависти, озлобленности, отчаянии и не впасть в депрессию,

считая себя неудачником, а собственную жизнь никчемной. Но это уже переход к следующему методу мышления – системному мышлению!

Эвристическое мышление позволяет увидеть окружающий мир уже совершенно по иному, контролируя себя, отслеживая собственные ассоциации, эмоции и желания, человек начинает понимать и своих окружающий. Ему уде достаточно одного слова, поступка собеседника, что бы понять движущие мотивы этого чело-века, его ценности, а значить предвидеть его действия и настроения. Глубина та-кого понимания уже определяется степенью владения следующим методом мышления – системным мышлением.

На первый взгляд эвристический метод сложен, ведь надо напрягаться, за-давать себе вопросы, искать ответы. Но это похоже на обучение: ученику начальных классов трудно запомнить таблицу умножения, каждый раз ему приходится напрягаться, вспоминая множители и результат действия над ними, но проходит несколько лет и ему уже достаточно только взглянуть на перемножаемые числа, что бы в памяти всплыл ответ! Так и в случае эвристического мышления, со временем и вопросы, и ответы на них автоматически всплывают в виде того, что мы называем ПОНИМАНИЕМ! Человеку достаточно одного взгляда, слова, что бы понять. Почему это происходит? Как сказано в одной книге: «сие таинство тесть!».

О мозге и его функции написано много книг, но мне такое

Изучение мозга напоминает человека, который, узнав, что в библиотеке содержится вся человеческая мудрость, хватает мотопилу и с азартом режет ею стеллажи и книги, в надежде добыть эту мудрость. А потом с удивлением рассматривает опилки и гадает: «Так что? Человеческая мудрость, это целлюлоза пропитанная красителями?».

Что бы понять сложность мозга, вспомним: когда мы хвастаем своим компьютером, мы указывает, что он четырёхядерный. Под ядром подразумевается микросхема процессора с несколькими десятками контактов (ножек). А в мозгу, каждый нейрон имеет от нескольких сот до нескольких тысяч аксонов (контактов), а самих нейронов (ядер) десятки миллиардов! Уровень различия понятен?


Эвристический метод мышления в объединении с религиозными идеями, даёт возможность перехода к системному мышлению. Когда всё окружающее воспринимается уже элементом более крупной системы, что позволяет видеть ТО ЧЕГО НЕТ!

В качестве наглядного примера, привожу традиционный пример, с двумя людьми у архитектурного шедевра. Один застыл в восторге и восхищении перед красотой и гармонией. А второй крутит пальцем у виска, глядя на восторг перво-го, по его мнению, перед ними огромное количество кирпичей и не более! Кто из ни прав? Несомненно, оба. Но один видит и понимает, а второй только видит. В философии это называется переход количества в новое качество: когда огромное количество кирпичей создало новое качество – архитектурный шедевр. Но пред-положим, вот тот второй человек, не успокоившись в доказательстве своей право-ты, разберёт здание и, разложив все кирпичи в длинный ряд, спросит: «Где тут архитектурный шедевр? Где красота и гармония? Их нет! Есть кирпичи!». И получается, что первый человек видел ТО, ЧЕГО НЕТ!

Пример со зданием прост и нагляден, но всё в окружающем мире связано причинно-следственными связями, как кирпичи, в здании, связаны цементным раствором. Казалось бы листья на любом дереве выполняют одинаковую функцию по фотосинтезу, а значить и форма у них должна быть одинаковой, но у каждого дерева своя форма листьев, и сколько б вы не искали, но не найти двух деревьев, даже одной породы, с совершенно одинаковой кроной. Почему? Потому что всё чем-то обусловлено, у всего есть причина в сложной взаимосвязи со всем остальным. Любое явление, предмет является элементом более сложной системы. В материальном мире эта система не видна – ЕЁ НЕТ! Но она есть на более высоком уровне понимания, и имеет конкретный образ. И образ этот даёт человеку, его способность к пониманию – системному мышлению.

Тут начинает решающую роль играть мотивация – причина-цель, обуславливающая стремление человека. Почему я и обращаю внимание на религиозную идею – не церковь с её праздниками и ритуалами, а именно суть религиозной идеи: долга человека перед Богом по спасению-совершенству своей бессмертной души (личности). Стремление к материальному, ограничивает мышление и понимание. Мысль останавливается, наткнувшись на метод удовлетворения материальной потребности, эта остановка обусловлена ощущением УДОВЛЕТВОРЁННОСТИ! Цель достигнута, дальнейшая деятельность бессмысленна. В качестве примера: возникло ощущение голода, мысль наметила план по его удовлетворению, и человек его реализовал – подошёл к холодильнику и поел. Получив ощущение сытости, мотивация к дальнейшей деятельности исчезла, можно погрузиться в послеобеденную дрёму, без мысли и желаний. Таков механизм действия на человека материальных потребностей, поэтому религия и называет их греховными.

Image